Смычками страданий на скрипках времен

Смычками страданий на скрипках времен

Л. Рошаль

Документальные фильмы об Отечественной войне не сходят с экран вот уже на протяжении трех десятилетий. С течением времени их количество не уменьшается, а, наоборот, растет. Что же ищут художники в этой теме? Какие вопросы волнуют в ней зрителей? Почему и сегодня у людей не иссякает желание еще и еще раз вернуться к своему прошлому?

Наверное, прежде всего потому, что люди еще и еще раз хотят не только вспомнить, но и напомнить о том, как все происходило. Особенно молодым, чтобы их знания, почерпнутые из учебников и книг, наполнить конкретным жизненным материалом, воссоздающим не только дух времени, но и само время в его зримых формах. История войны, хроника военных действий убедительна на экране документальной подлинностью событий.

Вместе с тем в событиях войны художники ищут те нити, которые нравственно связывают минувшее с сегодняшним днем. Документальный экран по-прежнему обращается к хронике боевых операций, но теперь все чаще появляются и такие фильмы, для которых самым важным становится не последовательное изложение фактов, а их политическое, философское, нравственное осмысление и прежде всего выявление моральных истоков мужества. Когда эти проблемы раскрываются не в изображении массовых событий с участием полков, дивизий и фронтов, а в рассказе об отдельных судьбах и об исполненных особого драматизма обстоятельствах. Впрочем, каждое событие войны отмечено печатью трагедии. Вот и ситуация, положенная в основу фильма Павла Русанова «Была на земле деревня Красуха», конечно же, исполнена драматизма. В картине рассказывается об исчезнувшем с лица земли 27 ноября 1943 года деревне на Псковщине и о двухстах восьмидесяти трех жителях, сожженных немцами вместе с этой деревней.

Но дело здесь не только в ситуации.

На экраны выходило немало картин, посвященных драматическим событиям войны. Однако далеко не всегда эти события, входя в сознание, захватывали и чувства. Потому что далеко не всегда удавалось в фильме найти тот поворот, который бы помогал зрителю заново пережить трагедию минувшего. Мне думается, так могло случиться и с этой картиной, если бы авторы ограничились лишь изображением пепелища, теперь буйно поросшего полевыми цветами, пашни нового колхоза и памятника работы молодого скульптора Антонины Усаченко — скорбной фигуры старухи матери.

Я сказал, что деревня исчезла с лица земли. Но это не совсем верно, может быть, даже вовсе не так. Погибшая деревня вместе с погибшими людьми — жива. Она живет в кадрах старой хроники, в обычном эпизоде киножурнала 39-го года, посвященного ударникам полей колхоза «Красуха».

Если бы вы увидели вполне стандартные кадры, не зная, что случилось потом, они бы вас ничем не удивили. Но авторы показали их тогда, когда уже все было известно. Они их показали и вам и тем, кого не было в тот день в родном селе.

Вряд ли найдутся слова, чтобы описать этот единственный в своем роде киносеанс. Под бодрые звуки марша диктор не без пафоса рассказывал о трудовых успехах колхоза, его председатель Филиппов в белой рубашке с закатанными рукавами беседовал в поле с бригадиром, женщины, улыбаясь в аппарат, вязали снопы. А в зале тот же Филиппов, глядя на экран через тридцать лет, ронял скупые мужские слезы. Сдерживая рыдания, вскрикнула Мария Лукинична Павлова (284-я жительница села, чудом уцелевшая): она узнала погибшего мужа.

Старая хроника наполнила драму дыханием жизни. Войдя в фильм, она стала памятником трагедии, связуя прошлое с настоящим. Этот памятник безыскусен, как и тот, что стоит на месте сгоревшей деревни. Но в этой простоте есть та высокая печаль, которая переворачивает душу, отзывается болью в сердце. Страдания, пережитые народом, и сегодня взывают к справедливости. В этом современный нравственный смысл картины, рассказавшей о давно минувших событиях. Постичь такой смысл в фильме о войне можно лишь тогда, когда художнику удается так сыграть «смычками страдании на скрипках времен», чтобы игра эта стала памятью людей.

Записи по теме:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *