Парадное оружие XVII-XIXвв.

Охотничий набор: кортик, нож, вилка Саксония. XVIII в.

Охотничий набор: кортик, нож, вилка
Саксония. XVIII в.

Охотничий набор: кортик, нож, вилка

Саксония. XVIII в.
Сталь, фарфор
Ковка, насечка, роспись
Длина кортика 61 см; длина ножа 21 см; длина вилки 18,5 см

Подобные охотничьи наборы часто включались в снаряжение охотника. Любопытно использование нового материала — фарфора, который оживляет и придает особое очарование оформлению предметов оружия. Слегка изогнутые изящные фарфоровые рукояти украшены рельефными барочными картушами, в которые заключены живописные сюжетные сцены.

Высокое качество росписи и особенности колористического решения изображения дают возможность предположить, что изделия были выполнены мастерами Мейсен-ской мануфактуры, произведения которой пользовались широкой известностью.

 

Саадак  Москва. Оружейная палата. 1673 г.

Саадак
Москва. Оружейная палата. 1673 г.

Саадак

Москва. Оружейная палата. 1673 г.
Мастер Прокофий Андреев
Кожа, серебро, ткань
Шитье, золочение, чернь, резьба
Длина налуча 72 см; длина колчана 41,5 см

Саадак (налуч для лука и колчан для стрел) выполнен из кожи и украшен шитьем серебряными и золотыми нитями. Необычайно интересно оформление саадака, придающее ему особую историческую ценность. В центре в фигурном клейме выполнено изображение панорамы Кремля конца XVII века, которая открывалась зрителю со стороны Красной площади: кремлевскую стену опоясывает глубокий ров, через который перекинуты мосты к башням. Саадак относится к немногим сохранившимся памятникам, имеющим в оформлении изображение территориальных эмблем конца XVII века. Центральную композицию налуча окружают круглые клейма с изображением Новгородской, Казанской, Сибирской, Псковской, Тверской, Пермской, Московской, а на колчане — также Рязанской и Смоленской эмблем, которые впоследствии легли в основу городских и областных гербов этих земель. Принадлежал саадак царю Алексею Михайловичу.

Пороховницы.  Москва. Оружейная палата. XVII в.

Пороховницы. Москва. Оружейная палата. XVII в.

ПОРОХОВНИЦА (слева)

Москва. Оружейная палата. XVII в.
Рог, серебро, медь
Чернь, золочение
Длина 19,5 см

ПОРОХОВНИЦА (справа)

Москва. Оружейная палата. XVII в.
Дерево, серебро, драгоценные камни, бирюза
Золочение
Длина 19 см

Пороховницы являлись обязательной принадлежностью снаряжения воина или охотника. Они предназначались для хранения пороха, который при заряжании оружия насыпался на затравочную полку замка и в ствол. Пороховницы изготовлялись разных форм — круглые, прямоугольные, овальные, фигурные. Особенно привлекательны пороховницы в виде рога. Искусные оружейники достигали высокого мастерства в орнаментальном решении оправ пороховниц, подчеркивая сложную своеобразную форму предмета. Парадное и охотничье снаряжение включало в себя и пороховницы, в оформлении которых использовали драгоценные камни, металлы, редкие породы дерева, рог, перламутр.

Нож в ножнах. Средняя Азия. XVII—XVIII вв.

Нож в ножнах. Средняя Азия. XVII—XVIII вв.

Нож в ножнах

Средняя Азия. XVII—XVIII вв.
Булат, кость, золото, дерево, драгоценные камни, ткань
Ковка, насечка, инкрустация, басма
Длина 30,5 см

ПАЛАШ В НОЖНАХ

Иран. Первая половина XVII в.
Булат, дерево, нефрит, золото, драгоценные камни
Ковка, насечка, инкрустация, чернь
Длина 91 см

Палаш и нож являются образцами роскошного оформления оружия. Иранские оружейники для изготовления рукояти палаша использовали нефрит светлого молочного тона, который инкрустировали сложным орнаментом из золотых переплетений. Красные искры рубинов вставлены в золотые фигурные касты в виде многолепестковых цветов.

Золотая крестовина и оправа ножен украшены затейливым черневым орнаментом и драгоценными камнями в золотых кастах. Рукоять ножа выполнена из кости. Для ее оформления использован тот же прием — инкрустация драгоценными камнями в золотых кастах в форме листа. Завершение рукояти исполнено в виде бараньей головы, на шее которой — изумрудный поясок. Золотая оправа ножен сплошь выложена драгоценными камнями.

Ножны обоих предметов обтянуты бархатом светлого тона с набивным растительным узором. Палаш в ножнах принадлежал воеводе Семену Волынскому.

КИНЖАЛ В НОЖНАХ (вверху) Турция. Вторая половина XVIII в.

КИНЖАЛ В НОЖНАХ (вверху) Турция. Вторая половина XVIII в.

КИНЖАЛ В НОЖНАХ (вверху)

Турция. Вторая половина XVIII в.
Булат, дерево, золото, алмазы, турмалин
Ковка, эмаль
Длина 32,6 см

КИНЖАЛ В НОЖНАХ (внизу)

Турция. XVIII в.
Мастер Мухаммад Лари
Булат, дерево, золото, изумруды
Ковка, эмаль, басма
Длина 38,4 см

На рукояти кинжала с золотыми басменными ножнами использована прозрачная эмаль по резьбе с росписью. Золотая рукоять богато расцвечена слегка выпуклыми розовато-белыми мелкими цветами и зеленой прозрачной эмалью, которая заполняет фигурные резные клейма. Нарядное сочетание золотой основы с яркими чистыми тонами эмали и крупными изумрудами придает изделию национальный колорит. Под влиянием западноевропейского искусства во второй половине XVIII века распространяется техника живописной эмали. На белоснежной эмалевой поверхности кинжала специальными красками нанесены букеты роз, незабудок, крупных цветов с голубыми лепестками. Великолепные золотые накладки с ажурным узором и крупными гранеными алмазами придают изделию репрезентативность и эффектность. В завершении рукояти среди алмазов вставлен крупный турмалин насыщенного розового цвета.

Нагрудник от пехотных лат  Москва. Оружейная палата. Первая половина XVII в.

Нагрудник от пехотных лат
Москва. Оружейная палата. Первая половина XVII в.

Нагрудник от пехотных лат

Москва. Оружейная палата. Первая половина XVII в.
Мастер Никита Давыдов (?)
Сталь
Ковка, резьба
Высота 34,5 см

БУТУРЛЫК

Москва. Оружейная палата. 1664 г.
Мастер Григорий Вяткин
Сталь, ткань
Ковка, золочение, серебрение
Длина 42 см

Оформление нагрудника и бутурлыка — частей парадного оборонительного вооружения — различно. Их выполнили искуснейшие первоклассные мастера Оружейной палаты Московского Кремля XVII века. До наших дней дошло немного имен русских оружейников того времени. Среди них имя крупнейшего мастера Никиты Давыдова, проработавшего в Оружейной палате более 50 лет и воспитавшего многих учеников. К его работам можно отнести нагрудник от пехотных лат. Поверхность превосходно обработана высокорельефной резьбой с изображением сказочных чудовищ, животных, и в центральном овальном клейме — льва, держащего в правой лапе пучок стрел.

Безукоризненность исполнения сложной композиции свидетельствует о необычайно высоком мастерстве оружейника. Нагрудник является частью несохранившегося оборонительного доспеха, все предметы которого были оформлены в едином стиле. Искусный оружейник Григорий Вяткин является одним из тех мастеров, которые продолжили традиции высокого мастерства Никиты Давыдова. Бутурлык работы Григория Вяткина выкован долами, в которых чередуются золоченая и серебряная поверхности металла. Изнутри пластины проложены тканью, простеганной на вате.

Записи по теме:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *