Парадное оружие XVII-XIXвв. Сабли и шпаги

 

Шпага

Россия. Сестрорецк. 1752 г.
Сталь, агат
Ковка, насечка, огранка стали
Длина 89 смШпага. Россия. Сестрорецк. 1752 г.

ШПАГА

Россия. Тула. 1769 г.
Сталь, медь
Ковка, насечка, резьба, золочение
Длина 103 см

В XVIII веке парадная изящная шпага являлась неотъемлемой частью и значительным дополнением роскошного мужского придворного костюма. Для изготовления эфесов шпаг использовали золото, серебро, камни. Но, пожалуй, особое восхищение вызывает умение мастеров из недрагоценного материала — стали — сплетать тончайший кружевной узор или заставлять играть алмазным блеском ограненные стальные бусины. Парадные придворные шпаги, выполненные тульскими и сестрорецкими оружейниками во второй половине XVIII века, являются примерами подобной обработки металла и поделочного камня.

Сабля образцовая и ножны. Россия. Тула. 1801 г.

Сабля образцовая и ножны. Россия. Тула. 1801 г.

Сабля образцовая и ножны

Россия. Тула. 1801 г. Сталь, дерево, рыбья кожа Ковка, огранка стали Длина 97 см

Со второй половины XVIII века при оформлении предметов декоративно-прикладного искусства тульские мастера широко используют сложнейшую технику обработки металла — огранку стальных бусинок, имитирующих алмазы. Одним из шедевров тульского оружейного мастерства является образцовая сабля, выполненная для подношения Александру I в день его коронации. Все металлические детали сабли выложены рядами «стальных алмазов», подчеркивающих строгую классическую форму оружия — подлинного произведения искусства. Традиционной для парадного оружия являлась форма рукояти в виде орлиной головы.

Сабля образцовая и ножны.  Россия. Златоуст.

Сабля образцовая и ножны. Россия. Златоуст.

Сабля образцовая и ножны (слева)

Россия. Златоуст. До 1817 г.
Мастер Бояршинов (?)
Сталь
Ковка, чернь, травление, насечка
Длина 105 см

САБЛЯ ОБРАЗЦОВАЯ (справа)

Россия. Златоуст. Первая четверть XIX в.
Сталь, медь
Ковка, насечка, золочение
Длина 103,5 см

С начала XIX века центром по изготовлению холодного оружия в России становится Златоустовская оружейная фабрика. Образцовые сабли начала XIX века являются характерной продукцией этого производственного центра. Клинки украшены травленым и золоченым орнаментом с изображением воинских арматур и растительных завитков. В оформлении ножен использованы военные и античные сюжеты, изображения герба русского государства и императорского вензеля.

Сабля и ножны. Москва. Оружейная палата. Вторая половина XVII в.

Сабля и ножны. Москва. Оружейная палата. Вторая половина XVII в.

Сабля и ножны

Москва. Оружейная палата. Вторая половина XVII в.

КЛИНОК. Иран. Середина XVII в. Мастера по выковке клинка Ахиджан и Хасан Булат, дерево, золото, серебро, кожа, ткань. Ковка, насечка, гравировка, золочение. Длина 116,5 см

В XVII веке сабля являлась наиболее распространенным видом холодного оружия на Руси. Бытовали разные формы сабель собственно русского производства и иностранного. В большом количестве закупались в восточных странах клинки из высокоуглеродистой булатной стали, имевшие великолепные боевые качества. Русские оружейники использовали их для изготовления парадного, богато оформленного оружия. Необычен булатный клинок иранской работы с четырехгранным штыкообразным острием, дававшим возможность наносить не только рубящий, но и колющий удар. В обухе клинка вырезан глубокий желобок, в котором перекатывались жемчужинки, издающие при ударе особый свистящий звук. Нижняя часть клинка богато декорирована растительным орнаментом, насеченным золотом. Монтировка сабли русская. Мастера использовали золоченое серебро с гравированным растительным узором. Найдено своеобразное решение оформления ножен сабли: к фигурной оправе добавлена узкая серебряная лента, обвивающая поверхность светлой кожи.

Эфес шпаги Франция. Конец XVII в.

Эфес шпаги. Франция. Конец XVII в.

Эфес шпаги

Франция. Конец XVII в.
Сталь
Ковка, синение, оброн, резьба
Длина 100,5 см

Необычайно легким и изящным выглядит эфес парадной шпаги, выполненный из стали. В этом проявилось большое мастерство безымянного оружейника. В обработке эфеса использован только один прием — художественная резьба. Завершение рукояти и защитная чашка орнаментированы прорезным растительным орнаментом, в центре которого помещены изображения всадников. В оформлении рукояти и дужки эфеса применена высокорельефная резьба со сложным узором, состоящим из виноградных лоз, ромбов, изогнутых побегов и фигурок трубящих амуров. Серая поверхность стали эфеса прекрасно сочетается с синением на клинке шпаги.

Нож в ножнах. Турция. Стамбул. Вторая половина XVII в.

Нож в ножнах. Турция. Стамбул. Вторая половина XVII в.

Нож в ножнах

Турция. Стамбул. Вторая половина XVII в. Булат, сердолик, дерево, кожа, серебро, яшма, драгоценные камни
Ковка, эмаль, инкрустация Длина 22,2 см

САБЛЯ И НОЖНЫ
Турция. Стамбул. Вторая половина XVII в. Булат, дерево, золото, драгоценные камни Ковка, насечка, инкрустация, эмаль Длина 106 см

В оформлении сабли и ножа отразились своеобразные черты турецкого искусства обработки и компоновки драгоценных камней. Техника инкрустации золотом и драгоценными камнями придавала особую роскошь предметам турецкой работы. В Стамбуле производились серебряные и золотые пластины, в оформлении которых главное цветовое решение определяли алмазы и светлые тона эмалей. Эти пластины использовались при изготовлении рукоятей и оправ холодного оружия.

Своеобразно украшение булатного клинка сабли, состоящее из золотой насечки с греческой надписью, цветочного орнамента и христианской символики. Подобный характер прослеживается на группе памятников и говорит о существовании единого центра на территории Османской империи, специализировавшегося на изготовлении оружия для христианских народов, входивших в то время в состав турецкого государства.
Сабля принадлежала царю Иоанну Алексеевичу.

Записи по теме:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *