Парадное оружие XVII-XIXвв. Ружья и пистолеты с кремневыми замками

 

Пистолеты с кремневыми замками

Турция. Трапезунд. 60-е годы XVIII в. Замки — Италия.
XVIII в.
Мастера-замочники Альберти, Гаспарини
Сталь, дерево, серебро, кораллы
Ковка, золочение, басма
Длина 47,3 см

Ружья и пистолеты с кремневыми замками Турция. Трапезунд. 60-е годы XVIII в.

ПОЯС С ПАТРОНТАШЕМ И ПРИБОРОМ

Турция. Трапезунд. 60-е годы XVIII в. Кожа, дерево, серебро, кораллы Золочение Длина 121 см

Пистолеты и пояс выполнены в Трапезунде — старейшем центре оружейного дела Турции. Четко выделяется единый художественный прием оформления предметов: вся поверхность покрыта тонким басменным золоченым серебром с использованием кораллов сердцевидной формы с ребристой верхней гранью. В коллекции оружия музеев Кремля хранятся также декорированные подобным способом сабля, ружье и пояса трапезундской работы. На поясе прикреплены патронташ на 6 патронов, пороховницы (натруска и лядунка), коробочка для оружейных принадлежностей. Для изготовления пистолетов использованы привозные итальянские кремневые замки.

Пистолеты с кремневыми замками Москва. Оружейная палата. Вторая половина XVII в.

Пистолеты с кремневыми замками
Москва. Оружейная палата. Вторая половина XVII в.

Пистолеты с кремневыми замками

Москва. Оружейная палата. Вторая половина XVII в.
Сталь, дерево, серебро
Ковка, золочение, оброн, инкрустация, эмаль
Длина 74,5 см

ПАТРОНТАШ

Москва. Оружейная палата. Вторая половина XVII в.
Дерево, серебро
Золочение, гравировка, чернь
Длина 20,5 см

Патронташ принадлежал Богдану Матвеевичу Хитрово, оружничему, который с 1655 по 1680 год возглавлял деятельность Оружейной палаты Московского Кремля, в период ее наивысшего расцвета. Под его непосредственным руководством развивались мастерство и талант многих русских оружейников.

При изготовлении парадного и охотничьего оружия мастера применяли сложнейшие приемы обработки различных материалов. Нередко для украшения оправы оружия использовали эмаль. Примером подобного оформления являются пистолеты, рукояти которых инкрустированы серебряными золочеными фигурными пластинами с эмалью ярких сочных тонов.

Пистолеты с кремневыми замками  Франция. Париж. 1685—1725 гг.

Пистолеты с кремневыми замками
Франция. Париж. 1685—1725 гг.

Пистолеты с кремневыми замками

Франция. Париж. 1685—1725 гг.
Мастер Шасто
Сталь, дерево, медь, серебро
Ковка, инкрустация, оброн, гравировка, золочение
Длина 52 см

Вторую половину XVII — начало XVIII века принято называть «золотым веком» французского оружейного мастерства. В XVII веке Франция становится родиной особого, наиболее совершенного типа кремневого замка, просуществовавшего повсеместно вплоть до первой половины XIX века. Французские художники диктовали свою моду и на стиль украшения оружия, создавая специальные книги образцов орнаментов. В конце XVII — начале XVIII века в Париже работало большое количество талантливых оружейников очень высокого класса. Среди них первое место принадлежит мастеру Шасто. В собрании оружия Оружейной палаты есть несколько его работ. Пара пистолетов является наиболее ярким образцом, демонстрирующим умение мастера превосходно исполнять разные приемы украшения металлических и деревянных частей оружия. Он использовал в оформлении пистолетов инкрустацию серебряной нитью и фигурными пластинами, оброн (высокорельефная резьба по металлу), гравировку, литье, золочение.

Пистолеты с кремневыми замками  Италия. Брешиа. 1700 г.

Пистолеты с кремневыми замками
Италия. Брешиа. 1700 г.

Пистолеты с кремневыми замками

Италия. Брешиа. 1700 г.
Мастера Джио Батта Гуэрино и Пьетро Фиорентини
Сталь
Резьба, гравировка
Длина 50 см

Во второй половине XVII века в странах Центральной Европы твердо устанавливается французское влияние на оружейное производство. Однако итальянские мастера при изготовлении оружия сохранили ярко выраженные национальные стилевые особенности. Крупнейшим центром итальянского оружейного производства являлся город Брешиа (Северная Италия). Многие прославленные мастера работали в этом старейшем центре.

Традиционным для итальянских оружейников являлось нанесение имени мастера-исполнителя на каждую из основных рабочих деталей оружия — замок и ствол. В Оружейной палате хранится большое количество итальянских пистолетов и ружей XVII—XVIII веков. Характерным приемом оформления являлось изготовление прибора оружия с прорезным орнаментом. В пистолетах работы мастеров Гуэрино и Фиорентини прорезные пластины наложены на металлические с гравированным рисунком приклад и цевье. Пистолеты отличает очень высокое качество исполнения.

Ружье и пистолеты с кремневыми замками  Россия. Тула. Середина XVIII в.

Ружье и пистолеты с кремневыми замками
Россия. Тула. Середина XVIII в.

Ружье и пистолеты с кремневыми замками

Россия. Тула. Середина XVIII в.
Сталь, дерево, серебро
Ковка, оброн, золочение, инкрустация
Длина ружья 144,5 см; длина пистолетов 46,3 см

Ружье и пара пистолетов являются примером роскошного оформления охотничьего оружия, выполненного в середине XVIII века тульскими мастерами. Металлические детали украшены в технике оброна — высокорельефной резьбы на золоченом фоне. Пышный барочный орнамент образует сплошной ковер, покрывающий стволы, замки и приборы оружия. Приклад ружья и рукояти пистолетов выполнены из орехового дерева красивой фактуры и инкрустированы серебряной проволокой и фигурными пластинами. Пышное и нарядное оформление оружия подчеркивает его строго соразмерные формы.
Тульский оружейный завод с начала XVIII века становится центром оружейного производства России, и вскоре его продукция получает мировую известность. Изделия тульских оружейников отличались большим мастерством художественной обработки металла и дерева, а также высоким качеством технического исполнения оружия. Эти особенности тульского производства особенно ярко отразились в изготовлении образцов охотничьего оружия.

Пищали с кремневыми замками  Москва. Оружейная палата. Вторая половина XVII в.

Пищали с кремневыми замками
Москва. Оружейная палата. Вторая половина XVII в.

Пищали с кремневыми замками

Москва. Оружейная палата. Вторая половина XVII в.
Сталь, дерево, кость, перламутр
Ковка, оброн, золочение, инкрустация
Длина 135 см

Инкрустация прикладов пищалей выполнена в Оружейной палате Московского Кремля — крупнейшем центре оружейного производства русского государства XVII века. Помимо огромного количества военного оружия для обеспечения русского войска здесь производилось парадное и охотничье оружие для царского двора. Особое внимание уделялось изготовлению огнестрельного оружия — пищалей, карабинов, пистолетов.

Одним из наиболее характерных приемов оформления оружия являлась инкрустация костью, перламутром, деревом разных пород, серебром. Фигурные пластины образовывали своеобразный орнаментальный узор в виде изогнутых растительных завитков, геометрических фигур с включением изображения сказочных животных и геральдических символов.

Записи по теме:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *