Киноэпопея «Освобождение»: правда о войне

Киноэпопея «Освобождение»

М. Чечнева
Экран-1970-71

На экране танки ведут огонь в упор. Броня сталкивается с броней. Выскакивают из люка танкисты, схватываются в рукопашной… С большой силой воспроизведен кинематографистами знаменитый бой у Прохоровки 12 июля 1943 года — небывалое в истории войн танковое сражение, где встретились 1500 машин и где среднее расстояние между ними составляло десять метров.

Киноэпопея «Освобождение»

Киноэпопея «Освобождение»

И участники войны, и те, кто читал в свое время об этом сражении в газетах, и новые поколения зрителей смогут увидеть и этот бой и многие другие важнейшие события Великой Отечественной войны, которые показываются в новых фильмах режиссера Юрия Озерова «Огненная дуга» и «Прорыв» — первых двух частях многосерийной киноэпопеи «Освобождение».

«Огненная дуга», куда входит танковый бой у Прохоровки, рассказывает о битве на Курско-Орловском выступе – операции «Цитадель», как называли ее немецкие генштабисты. Фильм о втором этапе Великой Отечественной воины справедливо начинается с этого сражения — битвы, решающей судьбу не только Отечественной, но и всей второй мировой войны. Немцы сосредоточили здесь 900 тысяч солдат и офицеров, 10 тысяч орудий, 2700 танков, 2000 самолетов. Здесь впервые появились новинки военной техники — «тигры», «фердинанды», «пантеры», истребители «фоккевульф-190», сюда был брошен цвет фашистского воинства. С полей Куртины, с ее оврагов, холмов и перелесков, воспетых Тургеневым и Лесковым за их скромную, неброскую красоту, начался наш несокрушимый марш к великой победе.

Киноэпопея «Освобождение»

Мы видели немало фильмов о войне — хороших и плохих. Одни из них грешили ложной монументальностью: за пороховым дымом подчас не видно было людей — солдат, победивших в самой трудной войне на земле. Были и хорошие, волнующие произведения, показавшие величие советских людей, несгибаемое мужество тех, кто оказался под властью оккупантов, — «Секретарь райкома» И. Пырьева, «Она защищает Родину» Ф. Эрмлера, «Радуга» М. Донского, «Нашествие» А. Роома, «Человек № 217» М. Ромма. Назову и послевоенные произведения, которые прослеживали судьбы людей — участников войны: «Баллада о солдате» Г. Чухрая, «Летят журавли» М. Калатозова, «Судьба человека» С. Бондарчука, «Иваново детство» А. Тарковского, «Солдаты» А. Иванова, «Поэма о море» и «Повесть пламенных лет» А. Довженко и Ю. Солнцевой, «Отец солдата» Р. Чхеидзе…

Эти фильмы рассказывали об отдельных эпизодах сражений и их героях. Теперь проблема художественного изображения советского человека на войне требует глубокого осмысления целого пласта событий, овладения большим историческим материалом, широты взгляда. Теперь художник, взявшийся за военную тему, обязан стремиться отразить всю правду войны, философски осмыслить события тех лет, глубоко проникнуть во внутренний мир советского воина, будь то солдат, генерал или маршал.

Именно высокая партийность, исторический оптимизм, широта художественных обобщений отличают фильмы «Огненная дуга» и «Прорыв». «Освобождение» — первая картина, восстанавливающая события войны во всей их масштабности. Она покоряет правдой пережитого, ярким показом народного героизма, мужества и самоотверженности советского человека на войне.

Создателям киноэпопеи удалось главное — с помощью игровых эпизодов они восстановили правду, воссоздали на экране исторически точную панораму военных и политических событий 1943—1945 годов.

Это приобретает особую важность еще и потому, что западные мемуаристы, историки войны, журналисты и писатели делают все, чтобы принизить великий подвиг советского народа. На Западе были выпущены фильмы-гиганты, вокруг которых подняли большую шумиху. Назову для примера «Самый длинный день» — о высадке союзных войск в Нормандии в сорок четвертом году или «Битву в Арденмах». Эти фильмы поставлены с большим размахом талантливыми режиссерами, операторами, специалистами, с участием крупнейших звезд мирового кино. Но из них следует, что вся тяжесть войны легла на плечи «бравых американских солдат». Такая ложь и оскорбительна и опасна: за эти годы выросло новое, не знающее ужасов войны поколение. Очень важно донести до него правду о героических делах отцов и старших братьев, воспитать у молодежи высокий патриотизм, постоянную готовность к защите Советской Родины. Молодежь должна знать правду о тех, кто остановил сильнейшую, вооруженную до зубов фашистскую армию, кто спас Европу от порабощения.

Фильм «Освобождение» безусловно поможет развеять туман легенд, создаваемых западной пропагандой: хребет Гитлера был сломан не в Сицилии, Нормандии или в Африке, а на Курщине, Днепре и в Белоруссии.

Вместе с тем авторы фильма уделяют справедливое внимание действиям союзников — показывают главный объединенный штаб в Африке во главе с Эйзенхауэром, Монтгомери и другими высшими офицерами, высадку американцев в Сицилии, второй фронт, Тегеранскую конференцию руководителей трех держав, героическую роль югославского и польского Сопротивления и многое другое.

Недостаток миогих фильмов о войне заключался в том, что она показывалась только с какой-то одной точки зрения — из солдатского окопа или с заседания военного совета фронта. «Освобождение» показывает войну с разных точек зрения — и крупным планом в ближнем бою, и в перископ командира полка, и с наблюдательного пункта командующего. Юрий Озеров и его коллеги видят каждого бойца и в то же время имеют перед собой широкий обзор событий. В соединении этих двух принципов и кроется успех художественного исследования военных событий.

Фильм «Освобождение» показывает борьбу штабов, умов, борьбу военных доктрин. На Курской дуге у нас и у немцев были приблизительно равные силы, но сказалось превосходство нашего полководческого искусства. В картине пятьдесят одно историческое лицо, и среди них прославленные военачальники — Жуков (М. Ульянов), Рокоссовский (В. Давыдов), Василевский (Е. Буренков), Ватутин (С. Харченко), Антонов (В. Стржельчик), Конев (Ю. Легков), Рыбалко (Д. Франко), Катуков (К. Забелин), Москаленко (Н. Рушковский) и многие другие.

Достоинства фильма и в том, что он избежал карикатурности в лозе врага. К сожалению, слишком часто кино облегченно рисовало картины минувших сражений. В действительности перед нами был опытный, очень сильный, коварный враг. Таковы в фильме Кейтель (Г. М. Хенненберг), Манштейн (Э. Вайс), Клюге (X. Хассе), Модель (Л. Штурм).

Но в фильме не только борьба штабов. Война решена в нем как героическая эпопея, как всенародный подвиг. Достаточно вспомнить форсирование Днепра, осуществленное осенью 1943 года. Выйдя к реке, солдаты начали переправу с ходу — не ждали прибытия понтонов и других переправочных средств, использовали лодки, бревна, бочки, действовали с решительностью и быстротой. Картину форсирования Днепра авторы фильма восстановили скрупулезно точно, с военной и исторической точек зрения абсолютно достоверно.

«Освобождение» не только реконструирует события, крупнейшие баталии, показывает исторических деятелей. Через все произведение проходят образы собирательных героев. Это капитан Цветаев (Н. Олялин), медсестра Зоя (Л. Голубкина), комбат Орлов (Б. Зайденберг), подполковник Лукин (В. Санаев), полковник Громов (В. Самойлов), сержант Дорожкин (В. Носик), ординарец Сашка (С. Никоненко), лейтенант Васильев (Ю. Каморный)…

Это живые, подлинные характеры тех, кто сидел в окопах, у штурвалов самолетов, у прицелов орудий, в башнях танков, у оперативных карт, кто шел в атаку и подрывал поезда в партизанском тылу. Эти образы и дали возможность показать войну с разных точек зрения — и глазами солдат и глазами полководцев, сделать фильм не только событийным, но и психологическим.

Конечно, в один фильм, даже многосерийный, немыслимо вместить все события войны, длившейся 1417 дней, но передо мной, участницей всех четырех лет войны, ожили многие волнующие эпизоды. И я убеждена, что фильм этот одинаково интересен и тем, кто на своих плечах вынес небывалую войну и теперь как бы заново пережил ее, и тем, кто, только сидя в темном кинозале, стал очевидцем и соучастником происходящих на экране событий. Картина волнует правдой, верным изображением суровых будней войны, гневом и гордостью тех незабываемых дней. С экрана встает образ борющегося народа, знающего, за что и во имя чего он борется.

«Освобождение» — художественный памятник героическому подвигу партии и народа в Великой Отечественной войне. Это актуальное произведение — и фильм-воспоминание и фильм-предупреждение.

Записи по теме:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *