Наталья Белохвостикова

Наталья Белохвостикова

С. Герасимов

Молодая артистка Наталья Белохвостикова сыграла в кино свою первую роль. В картине «У озера», где ее партнерами были опытные актеры разных поколений — О. Жаков, В. Шукшин, Н. Аринбасарова, В. Теличкина, — Н. Белохвостиковой был поручен один из центральных образов. В предыдущих частях кинотрилогии — в картинах «Люди и звери» и «Журналист», ведя разговор о жизни общества 60-х годов, я показывал и людей молодого поколения, судьбы которого меня особенно интересуют. В первом фильме это была Таня, во втором — Юра Алябьев, Саша Реутов и Шура Окаемова. Картина «У озера» исследует характер молодого человека уже в иных обстоятельствах, в иной конкретике. Здесь героиней стала семнадцатилетняя Лена Бармина, чья начинающаяся жизнь неотделима от жизни современной Сибири. Ее роль и играла Наталья Белохвостикова.

Наталья Белохвостикова

Наталья Белохвостикова

В облике Лены Барминой мне хотелось соединить лучшие черты молодежи наших дней. Для меня современный человек, в какой бы сфере он ни трудился, начинается там, где он выходит из скорлупы своих личных интересов к масштабам интересов народа, к человечеству. Лена Бармина и есть такой человек — неравнодушный, всегда чувствующий себя причастным ко всем делам и событиям века, неспособный мириться с фальшью любого рода, с беспринципностью, бездумностью.

События, о которых рассказывает фильм, связаны с проблемой Байкала, сохранения для человечества этого природного феномена, содержащего шестнадцать процентов всего мирового запаса пресной воды. Эта проблема сразу читалась для меня не только как хозяйственная, но и как нравственная. Я имею в виду простую мысль, что природа вместе с семьей, школой, книгами, искусством участвует в формировании человеческой души. По-видимому, все нравственные проблемы, которые возникают в литературе и искусстве, все больше будут сталкиваться с проблемой отношения к природе как основе гармонического развития личности. Именно поэтому главным героем фильма представилась мне совсем молодая девушка, воспитанная в сельской школе, дочь сибирского ученого-биолога, натура чистая, отзывчивая, не по годам образованная и начитанная, воспитанная отцом в широте и строгости научных представлений о мире. Естественно, она жаждет решения всех жизненных вопросов по законам чистой совести и здравого смысла. Свежесть и целеустремленность этой молодой души являются как бы резонатором всего огромного кипящего вокруг нее мира. Для меня этот образ — прямое выражение нерасторжимого единства человека и природы настолько, что Лена как бы олицетворяет Байкал с его глубиной, чистотой, прозрачностью.

В этой работе меня особенно интересовала документация характера в художественном произведении. Не выдуманные кабинетным способом, а увиденные в реальности люди, показанные в привычной для них конкретной среде. Поэтому почти у каждого героя есть реальный жизненный прототип. Лена Бармина — образ собирательный. Хотя в ней много от моей двоюродной сестры Марианны Герасимовой — та же ясность ума, та же категоричность суждений, начитанность, жизнелюбие, нравственная взыскательность. Кое-что в характере Лены и от самой исполнительницы этой роли Натальи Белохвостиковой. Роль в сценарии «У озера» я писал специально для нее, даже придал героине некоторые черты Наташи. Когда сценарий был уже закончен, я понял, что непроизвольно описал не только натуру, но даже и внешность этой «светловолосой девушки с высоким лбом». Таким образом Наташа как бы естественно сблизилась с ролью и вошла в работу над ней. В свое время точно так же, из наблюдений за студенткой Жанной Болотовой, за ее внешними чертами и душевными свойствами возник образ Тани в картине «Люди и звери».

Впервые я услышал о Белохвостиковой три года назад. Окончив девять классов одной из московских школ, она пришла во ВГИК и добилась, чтобы ее прослушали как будущую абитуриентку. Было ясно, что у девочки есть способности, но у нее еще не было права поступления в институт. Однако Наташа не отступила. В виде исключения ей разрешили по вечерам посещать занятия, хотя первый курс у нас уже был укомплектован. Наташа быстро включилась в студенческую жизнь. Заканчивая десятилетку, она почти ежедневно бывала во ВГИКе на занятиях мастерской, оставалась на репетиции, штудировала специальные дисциплины, участвовала в этюдах — была, так сказать, внештатной студенткой. О ее трудолюбии, дисциплинированности и незаурядных способностях говорит то, что, окончив с отличием школу и получив аттестат зрелости, она сдала все экзамены за первый курс ВГИКа — ее приняли сразу на второй, — и таким образом она догнала мастерскую, которой руководим мы с Т. Ф. Макаровой.

Эти ее качества и отличлые актерские данные склонили чашу весов в пользу Н. Белохвостиковой, когда решался вопрос об исполнительнице главной роли в фильме «У озера». Она была так же дисциплинированна и точна в работе, как и в учебе. Наташа знала не только свою роль, но и весь сценарий наизусть. У нее не было опыта, но она обладала серьезностью, восприимчивостью и собственными убеждениями, поэтому в группе ее уважали и любили.

Из того, что здесь было сказано, ясно, что роль, которую поручили актрисе-дебютантке, непроста. Лена Бармина в центре всех событий фильма, две части которого называются «Отец» и «Дочь». Это искренняя, непосредственная девушка, которой приходится решать сложные жизненные вопросы, соизмерять свои юношеские критерии с многосложностью реальной жизни. Лена Бармина должиа прожить в картине четыре года — с семнадцати до двадцати одного года, пережить драму первой любви, смерть отца, то есть наиболее глубокие душевные потрясения.

Начинающей актрисе удалось передать непосредственное проявление характера своей героини в момент того наивысшего духовного раскрытия, к которому подвигает человека любовь. Наташа играла необыкновенно легко, показав себя буквально «актрисой первого дубля». В фильме есть актерские куски, свидетельствующие о серьезном драматическом даровании исполнительницы. К ним относится, например, эпизод, в котором Лена, ставшая библиотекаршей потому, что убеждена в великой силе книги, читает собравшимся знаменитые блоковские стихи «Скифы».

Наталья Белохвостикова бесспорно оправдала надежды, которые мы питали, поручив ей одну из центральных ролей фильма. Дебют актрисы оказался на редкость зрелым. Мне хочется пожелать ей успешного продолжения пути, на который она стала своей первой ролью.

Записи по теме:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *