«Битва за Берлин»

«Битва за Берлин»

Мы знали, что будем в Берлине. И в осажденном Ленинграде, и в пылающем Севастополе, и в пекле Курской дуги, и на узкой полоске волжского берега у Сталинграда, и на горных кручах Карпат перед нашим мысленным взором стоял Берлин. 22 июня 1941 года мы говорили, что русские бывали в Берлине дважды — в 1760 и 1813 годах — и что мы придем туда в третий раз. И пришли.

«Битва за Берлин»

Это было четверть века назад. Долго хранила память каждого из нас подробности тех дней. Ей на смену пришли документы и мемуары. Затем произведения искусства — ведь только творения художника способны до конца передать живой смысл событий, душу фактов. Спустя четверть века духовный опыт воевавшего поколения — и тех, кому выпало счастье подвига личного, и тех, кто причастен к подвигу коллективному,— стал предметом пристального изучения и обобщения. Вслед за фильмами, посвященными отдельным эпизодам, сражениям и людям, возникла потребность в киноэпопее, охватывающей события войны во всем их масштабе и психологической достоверности. Ею стал фильм «Освобождение», который ставит режиссер Юрий Озеров.

Грандиозный успех первых двух частей этого фильма, «Огненная дуга» и «Прорыв», и у нас и за рубежом является не только заслугой авторов, но и подтверждением того, с каким интересом воспринимаются подлинно исторические произведения о войне — и теми, кто шел на Берлин, и их внуками и правнуками, которые теперь стали взрослыми, но которые были спасены тогда.

Ю. Кун, Г. Орел, Ю. Озеров

Ю. Кун, Г. Орел, Ю. Озеров

Воспеть победу — значит воспеть путь к ней. В центре каждого из фильмов — наиболее значительные военные и политические события последних двух лет войны, «Огненная дуга» рассказывает о Курском сражении, «Прорыв» — о форсировании Днепра, «Направление главного удара» — об освобождении Белоруссии. Теперь снимается последняя часть —- двухсерийный фильм «Битва за Берлин». Его тема ясна из названия. Но дело не только в том, что он расскажет о заключительном этапе войны. Падение Берлина означало очищение человечества от фашистской скверны, начало возрождения немецкого народа.

По жанру «Битва за Берлин», как и предыдущие части киноэпопеи, — военно-историческая хроника. У фильма особая драматургия, в основу которой положена военная стратегия. Он показывает столкновение военных и политических доктрин, борьбу штабов, показывает ставки Верховных Главнокомандующих и дипломатические приемы, окопы и поля сражений. Зритель видит войну глазами полководцев и глазами солдат.

О каких же конкретно событиях расскажет «Битва за Берлин»? Разумеется, даже двухсерийная картина не сможет вместить все — это были дни, о которых И. Эренбург говорил, что «перо летописца не поспевает за историей». Фильм начинается с эпизода просмотра в маленьком кинозале Кремля немецкой хроники о поражении войск союзников у бельгийского города Арденны. Эта сцена объяснит, почему нам пришлось 12 января 1945 года — раньше намеченного срока — начать наступление 1-го и 2-го Белорусских и 1-го Украинского фронтов под командованием Жукова, Рокоссовского и Конева. Фильм покажет Висло-Одерскую операцию, вступление 17 января в Варшаву частей Первой армии Войска польского — солдаты проходят среди развалин мертвого, уничтоженного немцами города, а навстречу им движутся варшавяне, толкающие перед собой детские коляски и тачки, груженные мешками и домашним скарбом. Будут показаны бои в Померании, приезд в Швейцарию Даллеса, начавшего сепаратные переговоры с немцами, Крымская конференция руководителей трех держав, арест итальянскими партизанами Муссолини 27 апреля 1945 года… Но, конечно, подробнее всего будет показана битва за Берлин — во всех ее военных, политических и психологических аспектах.

Работа над фильмом «Освобождение» началась в 1966 году. И вскоре после этого были сняты первые кадры последней части — «Битвы за Берлин». Тогда еще сохранились остатки руин, и берлинский магистрат разрешил снять на их фоне бои, форсирование Шпрее, штурм метрополитена, взятие рейхстага. В кино это называется съемками «уходящей натуры». Нет ни одной другой картины о минувшей войне, где съемки в таких масштабах велись бы в самом Берлине. «Падение Берлина» М. Чиаурели, например, снимали в других городах или в декорациях.

Чтобы понять постановочную сложность картины, нужно знать, что битва за Берлин, как пишет маршал Советского Союза Г. К. Жуков, была «одной из самых крупных стратегических операций всей второй мировой войны. В ней с обеих сторон приняли участие около 3,5 миллиона человек, 52 тысячи орудий и минометов, 7750 танков и самоходно-артиллерийских установок, около 11 000 боевых самолетов». И далее: «В ходе войны нам еще не приходилось штурмовать столь крупные, сильно укрепленные города, как Берлин». Г. К. Жуков приводит впечатляющую цифру: «С 21 апреля по 2 мая по Берлину было сделано почти 1 800 000 артиллерийских выстрелов». («Правда», 29 апреля 1970 г., стр. 5.)

Фильм покажет важнейшие этапы битвы, и в частности знаменитую атаку наших войск 16 апреля, когда при прорыве обороны на Берлин было использовано 140 мощных прожекторов, расположенных через каждые двести метров. Более ста миллиардов свечей ошеломили противника световым ударом. Гитлеровцы были буквально погребены в сплошном море огня и металла. Авторы видят свою задачу в том, чтобы показать, с какими трудностями было связано взятие Берлина. Каждый метр земли, каждый камень города были против нас — мы их добывали кровью. Яростные бои шли за каждый дом, этаж, комнату. Огромные баррикады были построены в центре, улицы и дома превращены в опорные пункты, укрепленные полосы, траншеи. Но никакое, даже самое отчаянное, самое жестокое сопротивление не могло удержать советских бойцов, когда перед ними была вражеская столица.

Сегодня Берлин — новый город. А зрители увидят его в развалинах, воронках, тучах пыли, с сожженными танками на улицах, разбитыми пушками, изрешеченными трамвайными вагонами, битым кирпичом и стеклом на тротуарах, Берлин в огне, дыму и руинах. Увидят молокососов-фолькс-штурмовцев, толпы пленных в серо-зеленых мундирах и лица наших солдат и офицеров — лица людей, изведавших всю горечь лишений и переживающих великое счастье возмездия.

В «Битве за Берлин» опять будет показана фашистская верхушка — Геринг, Гиммлер, Йодль, Кейтель, Гудериан… Но это уже не те чванливо самоуверенные завоеватели, какими они выглядели в первых частях «Освобождения». Фильм покажет празднование Гитлером своего самого печального дня рождения — 20 апреля, бракосочетание в подземном бункере с Евой Браун 29 апреля, принятие ими ампул с ядом и сожжение их трупов… Те, кому сегодня под сорок или больше, помнят, как все радиостанции Европы, перебивая друг друга, сообщали: «Гитлер ист тот», «Гитлер э мор», «Гитлер из дэд», «Гитлер мертв»…

Сейчас съемки фильма «Битва за Берлин» идут к концу. Гул сотрясает землю и воздух, стреляют пушки и пулеметы, бьют огнеметы, огненные струи взметаются в небеса. Военные специалисты помогают съемкам и обеспечивают их.

Один из самых сложных в фильме — эпизод затопления берлинского метро, последнее преступление Гитлера, узнавшего, что 27 апреля советские войска ворвались в метро, и приказавшего открыть шлюзы, чтобы затопить тоннели, где спасались от бомбежки тысячи стариков, женщин, раненых и детей. Часть этой сцены сняли в Берлине. Но само затопление — в перервинском шлюзе № 11 под Москвой. Сначала шлюз очистили. Потом по эскизам художника А. Мягкова построили в нем станцию «Кайзергоф», опустили на дно шпалы, рельсы, пушку и специально привезенные из Берлина вагон метрополитена образца 40-х годов, фашистские плакаты тех лет и автомат по продаже шоколада. Когда гигантский щит шлюза был поднят, девятиметровая толща воды обрушилась на «станцию»…

Стилистика последней части фильма та же, что и предыдущих. Порабощенная Европа и сцены документального характера снимаются черно-белыми, а эпизоды освобождения от фашизма — цветными. В картине все подлинное — и костюмы и оружие тех лет. Даже стрельба ведется боевыми патронами и снарядами, иначе цветное широкоформатное изображение тут же засвидетельствует подделку. По возможности фильм снимается в местах действительных событий. Берлин — в Берлине, Варшава — в Варшаве, Крымская конференция — в Ливадинасом дворце, арест Муссоллини — в Италии. Даже знаменитый бой в берлинском зоопарке будет снят в нынешнем «Зоо» Берлина.

Зрители увидят персонажей, знакомых им по предыдущим сериям, — и исторических и собирательных. Познакомятся и с новыми героями, которые появляются только в «Битве за Берлин»,— лейтенантом Ярцевым (М. Ножкин), капитаном Неустроевым (В. Корнеев), сержантом Егоровым и младшим сержантом Кантария, водрузившими советский флаг над рейхстагом, генерал-полковником Чуйковым (И. Переверзев), генералом армии Соколовским (Н. Постников), генерал-лейтенантом Орел (В. Борцов), дипломатом Майским.

Зрители с интересом ждут окончания работы над последней частью фильма «Освобождение». С особым волнением ждут его те, кто участвовал в событиях, реконструируемых на экране. Но, конечно, больше всех волнуются сами создатели фильма, тоже участники Отечественной войны — Юрий Озеров, служивший в армии с 1939 года, начавший солдатом и демобилизованный майором; оператор Игорь Слабневич, бывший танкист, снимавший «Направление главного удара» в тех самых местах, где в 1944 году его «Т-34» был подожжен немецким снарядом; пехотинцем прошедший войну художник Александр Мягков; режиссер Юлий Кун, бывший фронтовым оператором, премированный за кинорепортаж о взятии Будапешта; сценаристы Юрий Бондарев и Оскар Курганов, первый — фронтовой писатель, прошедший путь от солдата до командира артиллерийской батареи, второй — всю войну работавший военкором «Правды»; редактор Григорий Марьямов, участник Великой Отечественной войны, фронтовик…

На берлинских улицах бушует, кипит, смеется, кричит счастливый день, великий день нашей Победы.

Записи по теме:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *