Японский сад камней — особенности обустройства

Камни являются основным элементом японского сада. Японская философия считает высшим творением природы не человека, а камень, поскольку посредством последнего информация об окружающем мире передается наиболее полно. Именно согласно этой философии, планирование японского сада начинается с выбора соответствующих камней. В процессе выбора необходимо обращать внимание на такие важные факторы, как форма камней и их размеры, их функциональное назначение и местоположение, структура, фактура камней и их происхождение.Японский сад камней4

Естественно, простые и привычные нашему взору камни отнюдь не подходят для обустройства японского сада камней. Для организации данного вида ландшафта необходимо расчистить всю территорию от каменных глыб и правильно ограничить пространство. В этих целях можно обратиться в любую строительную компанию, у которой тракторы в наличии за короткий промежуток времени справятся с поставленной задачей.

Важную роль играют характер использования местности и общий стиль композиции сада камней. Указанные факторы являются значимой частью языка сада. Это комплексные составляющие сада, которые необходимо рассматривать в логическом единстве.

Японский сад камней3

Природа происхождения камней может быть произвольной и случайной. Как правило, это и крупные камни, образующиеся в результате выветривания, и обломки скал, и отшлифованный водой речной гравий, и обработанная морским прибоем галька.

Японский сад камней2

Учитывая японские традиции все же следует помнить следующее. При помощи камней из близлежащей местности придать саду настоящий японский колорит довольно таки сложно. Ведь в садах Японии практически невозможно найти разноцветные камни, обработанные ледником на территории Америки и Европы, поскольку ледник до Японии не дошел.

Японский сад камней

При формировании японского сада используют чаще всего камни для создания пешеходных тропинок через ручьи и различные водные преграды, для украшения дорожек оформления композиций на берегах и внутри водоемов.

Японский сад камней1

Важнейшим этапом работ является формирование светлого фона. Все, что посажено или построено на открытых пространствах территории сада, покрывается мелким гравием светлых тонов. При этом следует учитывать географическое положение. Так, на территории средней полосы России такого типа засыпку рекомендуется использовать фрагментарно – для заполнения галькой лотков, собирающих дождевую воду, или с целью обустройства отмелей водоемов.

OLYMPUS DIGITAL CAMERA

Здесь активно используется принцип баланса композиций из камня. В основе этого принципа лежит выбор и установка сюсеки – главного (центрального) камня; фукусеки – первого подчиненного камня и киакусеки – второго подчиненного камня.

В результате из трех камней формируется некий сбалансированный треугольник произвольных размеров. Заметим, что концепция сбалансированного треугольника заложена во всех композициях японского сада. Аналогичный принцип применяется и в цветочной аранжировке – икебане. При этом на разных уровнях располагаются три элемента, которым соответствуют уровни — «небо-человек-земля». Однако бывают исключения из правил. Иногда каменная группа может включать несколько киакусеки и два фукусеки.

Японский сад камней5

В этом случае одну из вершин треугольника образуют три или два камня. Допускается также упущение одного из трех элементов. В большинстве случаев отклонение от принципов канона являются требованием сохранения пространственного композиционного равновесия.

В более поздних садах японского стиля встречаются обработанные камни. Это разновидность японского модернистского садового искусства. Его ярким представителем является Кобори Энсю – признанный мастер садового искусства. В Японии обработанные камни получили название «одетые». Изначально камни обладают четко выраженной симметрией, которая усиливается в процессе обработки.

Для «смягчение» симметрии используют естественные элементы – мох или воду. Применение «одетых» камней в садовом искусстве Японии привело с революционным изменением концепции сада. Это проявляется правильными, а не естественными соединительными кривыми, обилием прямых линий взамен свободных, естественных форм, которые применялись ранее.

Метки:

Записи по теме:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *